Первая конференция
Первая Международная Научно-практическая Конференция «Философия – Детям»

26-29 января 2005 года впервые в России прошла  Международная научно-практическая конференция «Философия – Детям» (В Честь 75-летия ЦДРИ) в  Центральном  Доме Работников Искусств.  Ее организаторами были: Центральный Ордена Дружбы Народов Дом Работников Искусств и Межрегиональная Детская Общественная Организация «Философия – Детям»
 В программе конференции  были заявлены 181 человек, из них: 88 – ученые и педагоги (27 – докторов наук, 22 – кандидата, 55 – преподавателей вузов и колледжей, 15 - школ и гимназий, а также - сотрудники Академии Наук РФ, государственных и общественных организаций); 69 – школьники; 24 – студенты вузов и колледжей. На конференции были  представлены 8 стран (Россия, Украина, Армения, США, Польша, Бельгия,  Китай, Франция); 25 городов России  (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростова-на-Дону, Нижний Тагил, Челябинск, Курган, Верхний Уфалей, Магнитогорска, Омска, Липецка, Читы, Краснодара, Армавира, Красноярска, Астрахани, Тулы, Курск, Казань, Иваново, Пермь, Магнитогорск, Петрозаводск, Липецк, Новосибирск).  Гостями конференции стали и  более 50 представителей педагогической общественности, прессы и различных организаций.
Конференция проводилась при поддержке Департамента Образования г. Москвы, Министерства Образования и науки РФ, Российского Гуманитарного научного фонда.
Работа конференции была организована  нестандартно. Например, после первого пленарного доклада д.ф.н. Юлиной Н.С., который заставил всех собравшихся увидеть существенную роль «философии с детьми» в реформе российского образования, убедительно показав, что это и есть «лекарство» для него, настроил на чрезвычайно серьезную работу, вдруг  был объявлен следующий докладчик – Платон Афинянин… И действительно, в блестящем исполнении Народного Артиста России, одного из лучших современных чтецов – Рафаэля Клейнера прозвучали отрывки из текста Платона «Апология Сократа», погрузив участников конференции в атмосферу «афинского суда», с замиранием слушающего последние речи Сократа, уходящего в бессмертие. И так, на протяжении двух дней – теоретические споры, обмен мнениями и игра, чтение различных текстов – от шутливых, до самых серьезных, встреча со знаменитыми «38 попугаями» Г. Остера и т.п., то по-русски, то по-английски.
Кроме традиционных секций, сформированных по проблемно-предметному принципу (всего их было 5: 1.«Философия для детей» в России и за рубежом;  2. Дети  и  философия; 3. Психолого-педагогические основания детского философствования 4.Детская и студенческая;  5.Философия в школе и колледже), в программе были предусмотрены мастер-классы, которые успешно состоялись. Это мастер-класс Т.Вартнеберга (США), работающего по принципам  методики «Диалог с ребенком», разработанной Г.Мэтьюсом; к.культурол. доцента Борисова С.В. (Челябинск)  по его методике с использованием любимых мультфильмов; д.пед.наук, проф. Дудиной М.Н. (Екатеринбург) по методике «Философии для детей» М.Липмана в ее адаптации для русских школ; д.филос.н., проф. Ретюнских Л.Т. (Москва) по ее авторской методике «Философских игр для детей и взрослых».
Второй инновацией конференции стала работа детской секции, где учащиеся из разных городов России и Украины (от 9 до 17 лет) обменивались мнением  о своем личном опыте знакомства с философией и пытались ответить на вопрос – нужна ли философия в школе?
Сразу после пленарного заседания начал свою работу мастер класс Томаса Вартенберга, профессора философии колледжа искусств Холуоке, штат Массачусетс (США), который  использовал для работы в начальной школе принципы открытого диалога с ребенком, описанного в ряде книг Г. Маэтьюса, признанного специалиста в этой области. Мистер Вартенберг продемонстрировал фильм, рассказывающий о его уникальном для США опыте, который заключается в том, что студенты колледжа, где он преподает, выступили в роли учителей философии в третьем классе начальной школы (детям 9 лет). Принимая во внимание, что на конференции присутствовали десятки преподавателей и студентов педагогических колледжей и университетов, которые ежегодно участвуют в организации и проведении педагогической практики в школах, сама возможность для студентов «поиграть» в учителей   не казалась столь уж новаторской, как она представляется американцам. Остается только надеется, что со временем, наш богатейший опыт организации педагогической практики будет реализован и для того, чтобы обеспечивать преподавание в школах курса философии.  После просмотра фильма – проф. Вартенберг провел урок. Он предложил детям небольшой текст под названием «Драконы и Гиганты» о двух друзьях - мистере Лягушке и мистере Жабе, которые решили узнать храбрые ли они. Вот небольшой отрывок из этого текста: Мистер Лягушка и Мистер Жаба вышли на улицу. «Мы можем попробовать забраться на эту гору, - сказал Мистер Лягушка. – Тогда узнаем, храбрые ли мы».  Мистер Лягушка запрыгал по камням, за ним вслед, кряхтя, пошел Мистер Жаба. Они подошли к черной пещере. Из пещеры вылезла змея. «Привет, завтрак», - сказала змея, когда увидела Мистера Лягушку и Мистера Жабу. Она открыла свой большой рот. Мистер Лягушка и Мистер Жаба упрыгали. Мистер Жаба трясся. «Я не боюсь!», - воскликнул он». На основе иллюстрированной книги, был предложен разговор о храбрости – Кто может быть храбрым? Что значит быть храбрым? и т.д. Наши ребята давали интересные и очень неожиданные для американца ответы. Одним словом, все остались довольны друг другом. 
Заметим, что во всех мастер-классах основными «испытуемыми» были представители детской секции, присутствовавшие на конференции, как  полноправные собеседники,  они принимали самое активное участие в обсуждении всех проблем,  и даже на фуршете поднимали бокалы (с соком), произнося витиеватые тосты. 
Вторым мастер-классом был предложенный С.В. Борисовым разговор, продемонстрировавший родство философских и математических понятий - «величина», «мера» и т.п., после просмотра отрывка из знаменитого мультфильма «38 попугаев». Например, когда решался вопрос – как еще можно измерить удава -  в ответ на стремление ведущего перевести разговор о способах измерений на традиционные меры длинны, раздалось вполне справедливое замечание 10-летнего Димы Сухарева  из Читы: «Мы же в Африке, какая может быть линейка?».
Второй день конференции дал возможность участникам порассуждать о свободе (мастер-класс Ретюнских Л.Т.) и о личном выборе (мастер-класс Дудиной М.Н.). Маргарита Николаевна Дудина продемонстрировала  иной, нежели Вартенберг способ работы с текстом. Если наш американский коллега сам задавал вопросы, то проф. Дудина, после прочтения текста (Стихотворный отрывок «Каждый выбирает по себе…»), предложила всем собравшимся задавать вопросы, а затем, легко систематизировав их, вовлекла аудиторию в общую беседу. В своем секционном докладе на секции № 1, она обосновала значимость этой технологии, утверждая необходимость обучения детей «искусству вопрошания».
Мастер-класс Ретюнских Л.Т. завершал работу конференции, это было очередное заседание семейного клуба «Школа Сократа», на котором присутствовали участники и гости конференции. Нас ждала, как всегда, веселая, увлекательная игра, со специальными деньгами – «флясиками», конкурсами и даже Статуей Свободы, которую изображали дети. На вопрос Ларисы Тимофеевны, почему скульптор  именно так увидел «Свободу», было получено много ответов, но лучшим (по выбору американского гостя) был признан ответ 11-летнего Никиты Ахмедшина: «Она изображена в виде женщины, потому что женщины – красивые, а Свобода – красивая».  Комплексный подход к разработке и введению в круг детского философствования тех или иных тем, проблем, вопросов, динамичность, насыщенность действия продемонстрировали огромный образовательный потенциал игровых методик, которые, как нельзя лучше, могут быть использованы в философии с детьми. Профессор Леонтьева В.Н. из Харькова назвала «Школу Сократа» - особым социокультурным феноменом, думается, она  права.
На заседаниях секций, участники конференции делились своим опытом преподавания философии и других философских дисциплин (этики, эстетики, логики и т.п.)  детям. Благодаря конференции,  мы узнали, что такой опыт, кроме Екатеринбурга, Челябинска, Москвы и Соединенных Штатов Америки, представленных в мастер-классах имеется в Санкт-Петербурге, Астрахани, Верхнем Уфалее,  Чите, Перми и др. Причем разработаны программы для разных возрастных групп, хотя, конечно, необходимо констатировать, что такой  целостной пролонгированной для всех этапов обучения программы, как «Философия для Детей» М.Липмана, обеспеченной учебными и методическими пособиями в России пока нет, перед нашими учеными – только стоит задача создания столь масштабного образовательного продукта. Поэтому речь о повсеместном введении философии в школах, конечно, преждевременна, но предпосылки для  этого уже созданы, и при взаимодействии с органами управления образования, такая работа может быть проведена силами отечественных ученых и педагогов.
Важным аргументом для нас в решении вопроса – нужна или не нужна в школах философия, может стать мнение самих детей. Приведем отрывки из детских сочинений, присланных на конференцию: «Мне кажется, что философ есть в каждом из нас, и мы должны более глубоко и осознанно подходить ко всему, что нас окружает, вдумываться в происходящее. Большинство людей живут, не видя настоящего мира, его сути, они погрязли в мелочной суете каждодневных забот. Каждый их день строится по монотонному, обыденному сценарию, но стоит взглянуть на мир другими глазами, проникать в сущность философских проблем, и вдруг  понимаешь, что пребывал в заблуждении». Тенякова  Катя (14 лет Курск).  «На мой взгляд, философия важнее многих других предметов,  и без нее не обойтись ни на математике, ни на русском языке. Например, на математике мы изучаем сложение, вычитание, но так и не узнаем простую истину, что  не бывает глупых вопросов. У каждого даже самого пустякового вопроса есть своя глубина. И, находя ответ на него, мы выясняем что-то очень важное для себя, дополняем ту картину мира, которая есть в каждом из нас, как будто заполняем мозаику недостающей частичкой. Только вот картина эта у каждого своя, потому что  каждый из нас – индивидуальность». Шумаков Яков (11 лет, Екатеринбург). Философию в нашей гимназии не изучают. И, думаю, зря. Ведь философия – это размышление о том, как жить человеку в мире... Сократ хотел найти такую Истину, такую Справедливость, которая не зависит от денег, власти и т. п. Он не побоялся отдать жизнь за своё право на этот поиск и был казнён. Но … так и не нашёл то, чего искал. Есть ли она, такая Истина? И как нам строить свою собственную жизнь? Мне кажется, что каждый человек решает для себя такие вопросы если не в детстве, то в подростковом возрасте. Какой выбор он сделает в это время – такой и будет вся его жизнь. Вот поэтому  меня и притягивает, и не отпускает от себя философия. Мне кажется, что, думая над философскими проблемами, я выбираю себя».   Шалютина Екатерина (13 лет, г.Курган)

discussion.jpg
idet_doklad.jpg
master_class_dudinoi.jpg
master_class_retyunskikh.jpg
philosophy.jpg
thomas.jpg
 

 
< Пред.   След. >