Поздравляем победителей

 

1-е место - Цыбасова Аня - Прогимназия 1801 (Москва)
2-е место - Науменко Евгений - Прогимназия 1801 (Москва)
3-е место - Овчинников Михаил – Гиназия № 12 (Липецк)

Средняя группа (11 - 13 лет)
1-е место - Бернюкевич Алена - Гимназия № 4 (г.Чита)
2-е место Мотылева Надежда – Гимназия 1543 (Москва)
3-е место - Ковалева Валерия - гимназия 171 (Санкт-Петербург)

 

Старшая группа (14 - 18 лет)

1-е место - Челнокова Алина - МОУ Гимназия №91 им. М.В. Ломоносова (г. Железногорск Красноярского края)
2-е место - Матвеев Ярослав - Лицей при Нежинском государственном университете им. Н. Гоголя (г.Нежин Черниговской обл. Украина)
3-е место - Морозова Татьяна Политехнический колледж № 31 (г.Москва)
Пилипюк Дарья - гимназия 1515 (г.Москва)
Предлагаем познакомиться с работами очного тура (см. продолжение).
P.S. Оргкомитет приносит свои извинения Матусевич Галине и Цыбасовой Ане, чьи эссе заочного тура по ошибке не были опубликованы в Сборнике Материалов конференции. С их работами можно ознакомиться на нашем сайте (см. продолжение)

Завершена Первая Российская олимпиада по философии, проходившая 5-6 июня 2008 года на философском факультете МГУ в рамках Третьей Международной конференции "Философия - детям. Диалог культур и культура диалога"

ПОБЕДИТЕЛИ
Младшая группа ( 8 - 10 лет)

Первое место

Первая номинация Цыбасова Анна, 10 лет Тема 2. Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли. В. Скотт

На моем рисунке нарисовано две стороны. На одной стороне я нарисовала как люди помогают друг другу, а на второй, люди дерутся, машины ездят по тротуару. Если подумать, то мы, сажая деревья, делая пешеходные переходы, помогаем не только себе, но и другим людям. А если люди не будут помогать другим, то нас на этом свете не останется. Например, фабрики выливают отходы в озера, а потом люди пойдут плавать. Если мы будем вырубать леса, то мы станем дышать углекислым газом и заболеем. Ведь деревья забирают все плохие вещества и выдают кислород. Мы должны помогать людям. Если мы поможем старой бабушке перейти через дорогу, то это уже помощь. А если мы будем сажать деревья, то тогда мы сможем гулять по лесам, и болезни не будут нас тревожить. Я когда проезжала мимо фабрики, подумала: «Почему нельзя сделать нашу жизнь лучше? Но зачем фабрики выпускают грязь из своих труб? Ведь можно друг другу помогать!».

Вторая номинация Бернюкевич Алена, 12 лет

Тема 1. Не делай другому того, что не хотел бы, чтобы делали тебе. Конфуций

Каждый человек по-разному общается, совершает разные поступки, выражает различные чувства и эмоции. Но, как правило, все эти действия взаимны. Ты окликаешь добром – тебе отвечают добром, ты окликаешь злом, и тебе тоже отвечают злыми поступками. Но как же выражать добрые чувства, чтобы другие отвечали тем же?

Конечно, проявление добрых чувств, эмоций происходит в диалоге. Но как же сделать общение между обеими сторонами положительным, полезным, нужным и приятным? Нужно уважать своего собеседника, ставить его наравне с самим собой. Например, в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» в мире царила несправедливость. Допустим, когда женщина входила в монастырь, все смеялись, и это было унижением для нее. Впоследствии создали школу-монастырь, где все: и мужчины, и женщины стали равны.

Также важно любить (уважать) своего собеседника, какой бы он ни был: со своими плюсами и недостатками, независимо от положения в обществе и возраста. Нельзя любить идеал, который придумал сам, нужно любить настоящего, живого человека! Но и любить нужно настоящей, чистой любовью. Ф.М. Достоевский писал: «В отвлеченной любви к человечеству, часто любишь лишь самого себя…».

Еще одно очень важное качество, которое должно быть у каждого человека – это сочувствие, только по-настоящему добрый, гуманный, «подлинный» человек может обладать им. Сочувствовать, реагировать на слезы другого, видеть в его бедах беды всего человечества. Буддийская мудрость гласит: «Успей стереть слезу со щеки другого, прежде чем солнце высушит ее». Мы должны быстро реагировать на беды других и помогать им.

Действительно, все эти добрые чувства, добрые дела должны помочь человеку и всему человечеству. Но добрые дела нужно совершать самим, своими руками. Есть великая буддийская мудрость: «Не дай тени другого лечь между тобой и твоими добрыми делами!». Ведь если ты делаешь добро человеку сам, то он чувствует это и открывает свою душу и сердце. А душа – это своеобразное «зеркало», в котором можно видеть себя и свои поступки. Если мы сделаем доброе дело, то оно все равно вернется к нам, так же как и злой поступок.

Творить добро и не совершать зло – это огромное достоинство, и чтобы сохранить его, нужно видеть это достоинство в другом. Конфуций говорил: «Не делай другому того, что не хотел бы, чтобы делали тебе». Русская пословица гласит: «Как аукнется, так и откликнется». Старинная поговорка повествует: «Доброе дело вернется, а злое трижды воротится». Все эти высказывания и в любом случае будут опорой для совершения поступков. Совершать добрые дела никогда не поздно и никогда не рано, а злым делам всегда нужно говорить: «Некогда!». Когда сделаешь человеку добро, он откроет тебе свое «зеркало», а когда зло, «черное зазеркалье». Нужно почаще смотреть в его «зеркальную» душу.

Третья номинация Челнокова Алина, 14 лет Тема 2. Прощение врагов – прекрасный подвиг; но есть еще более прекрасный, еще более человеческий – это понимание врага. А.И. Герцен

В наше время человек уже сформировавшийся как личность ведет определенный диалог с окружающими его людьми. Некий «диалог с обществом». С каждый субъектом мы строим определенные отношения, ведем споры, дискуссии, стараемся понять и постичь рамки чужого внутреннего мира.

«Друг» и «враг» - два антонима (с точки зрения лексического значения), общество четко выделяло различие между этими двумя понятиями. Каждый из нас может сказать кто друг, а кто враг. Я считаю, что враги должны быть у каждого человека и это не так плохо. Данный факт говорит о том, что у тебя есть свое мировоззрение, свое понимание моральных, культурных и материальных ценностей, но оно противоречит мировоззрению другого человека. Из-за этого непонимания возникают конфликты. Стоит отметить, что это не только межличностные конфликты, но межгрупповые. Как пример такого конфликта в современном мире, можно привести неприязнь между группами молодых людей, принадлежащих разным субкультурам. Зачастую представители той или иной организации (если можно употребить столь официальное свойство) выражают открытую неприязнь к сверстникам, не поддерживающим их взглядов. Самый известный пример межнационального конфликта это, конечно, Вторая Мировая Война, когда Адольф Гитлер считал врагами фактически весь мир, всех живущих в нем людей, лишь потому, что наша внешность не подходила под параметры «арийской нации». В данном примере было рассмотрено противостояние врагов (Европа и Россия против Германии).

Проблемный вопрос данного эссе: как же можно простить, а тем более понять врага? Я попытаюсь раскрыть этот вопрос со своей точки зрения. Очень часто мы сталкиваемся с людьми, которые спорят с нашими взглядами на мир, высказывают свою, совершенно противоположную нашей, точку зрения. Если диалог ведется в форме дискуссии (то есть вежливо, в рамках культурной беседы), то мы на много благосклоннее относимся к мнению другого человека. Однако вследствие некоторых диалогов возникают острые конфликты, и мы сознательно называем нашего оппонента в споре врагом.

Простить врага – действительно прекрасный подвиг. Мне запомнимся эпиграф к одной из глав моей любимой книги: «Мстят только мелкие души, сильные могут прощать». В душе каждый из нас знает как трудно иногда бывает простить неприятного нам человека, а в голове навязчиво крутится мысль: «Надо отомстить» На это я хочу категорично возразить и сказать: «Не надо!». Мест – опасное чувство. Оно играет с человеком и, в конце концов, поглощает хорошие стороны нашей личности. «Умение прощать – великое мастерство» - так когда-то сказал известный философ Лао-Цзы. В знаменитом произведении Шекспира «Ромео и Джульетта» два клана, заклятые враги, в конце концов, примиряются. Конечно, другой вопрос о цене этого примирения, когда прощение стоит смерти детей, но нам важен именно этот факт – примирение врагов. Принять другой внутренний мир, отличный от нашего, понять другое мировоззрение – вот способ простить даже самого заклятого врага. Как сказал философ: «Любая вражда – ошибка. Прощение – способ эту ошибку исправить». Есть очень яркий исторический пример, относящийся к теме «прощение врага». Великий российский правитель, царь Петр I, пережив поражение под Нарвой, и выиграв Полтавскую битву 1709 года, пригласил к себе шведских полководцев и устроил в их честь грандиозное пиршество. Первый в России император поднимал бокал за своих врагов, искренне называя их своими «учителями». Вот пример, когда враги на время стали союзниками.

«Понимание врага – подвиг еще более человеческий» - гласит вторая часть цитаты. Я с этим согласна. С моей точки зрения, наши враги не берутся из ниоткуда, на это есть свои причины и поводы. Часто причиной выступают зависть, конкуренция, соперничество, непонимание и еще многие другие негативные человеческие эмоции. Но мы всегда должны стараться понять врага. Иногда случается, что самые рьяные наши соперники очень несчастны, с точки зрения каких-то моральных идеалов, и поняв их внутренний мир мы даже жалеем таких людей. Но при этом мы еще и совершенствуем себя, познаем в какой-то мере. Мы приближаемся к человеческому идеалу, не тому, что сложился за последние 50 лет, а к «фундаментальному идеалу». Ведь если вдуматься, умение прощать описано еще в Библии, правда, там оно зовется «сострадание ближнему», но суть та же.

Таким образом, я полностью согласна с предложенной мне цитатой А.И. Герцена, и могу сказать, что, прощая и понимая врагов, да и не только их, а порой даже самих себя, мы становимся более человечными, повышаем планку нашей духовности.

Умей прощать и просить прощения – такие простые и лаконичные истины, но философия очень глубоко и досконально пытается их постичь. Возникают многие споры и прения. Я думаю это потому, что люди очень разные. Не каждый из нас готов простить врага. Но без врагов ты не личность. Это значит, что у тебя нет четкого мнения, своих ценностей и взглядов. Ведь нельзя понравиться всем вокруг, по крайней мере, я не могу себе этого представить.

Однако открывать занавес вражды, словно шкатулку с семью грехами, ни в коем случае не нужно. Даже на войне надо оставаться человеком и иметь мужество добрее, выше морально и уметь прощать и понимать своих врагов.

Второе место

Первая номинация Науменко Евгений, 10 лет Тема 2. Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли. В. Скотт

Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий вымрет. Я это понимаю как бесконечную заботу друг о друге. Люди всегда заботятся друг о друге, даже если не думают об этом. Например, если портной не сошьет одежду, то все умрут от холода; если повар, молочник, пекарь не сделают продукты, то люди погибнут от голода. Люди друг от друга зависят и без друга не могут выжить. Человек создал общество и живет в нем. Ведь в одиночку не выжить. Поэтому люди заводят семью, друзей, даже детей. Я подтверждаю высказывание В. Скотта.

Вторая номинацияМотылева Надежда, 12 лет Тема 2. Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли. В. Скотт

Вчера мы с мамой лежали на большой кровати. Мама объясняла мне, что такое диалог, что такое культура и тому подобное. Я только приехала из лагеря и очень устала, поэтому запомнила из нашего разговора практически только одно: мама что-то сказа о добре и зле, и я сразу вспомнила мою любимую книгу «Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкиена. Я спросила, почему люди обычно считают, читая эту книгу, хорошими эльфов, гномов, людей, хоббитов и тому подобных «хороших» существ из этой эпопеи. Почему мы так считаем? Может быть, хорошими, на самом деле, являются страшные колдуны и жестокие орки? Тогда мама сказала: «Интересно, но ты подумай сама: долго ли мир просуществует, если в нем воцарятся орки и все эти ужасные твари? Нет, конечно. Ведь если они придут к власти, они сразу перебьют друг друга. Помнишь, как они передрались из-за какого-то тряпья? Подумай сама. В результате все живое погибнет, и они сами погибнут, так сказать, со своей же помощью и с помощью своих «товарищей»». Не успела мама договорить свою мысль, не успела она ее сказать, как я сразу все поняла и сняла у себя в голове маленький фильм. Ведь действительно, если мы не будем друг другу помогать, многие погибнут и в конце концов истребятся и исчезнут с лица земли. Но помогать можно и духовно, морально. Когда я болею, мне очень трудно лежать в кровати одной в своей комнате, пить какую-то гадость, а когда со мной рядом мама, сестра или бабушка мне становится легче, и я даже быстрее поправляюсь. Если мы не будем морально поддерживать других (особенно во время тяжелых ситуаций), постепенно люди умрут, и никогда больше не будут существовать. Знаете, мне кажется, через сколько-то лет или миллионов лет люди действительно перестанут существовать. Ведь почему мы сейчас живем на этом свете? Потому, что миллионы лет назад первобытные люди, наши дикие предки, помогали друг другу, своим друзьям, родным. Они не могли бросить друг друга в беде. А сейчас мы постепенно становимся более жестокими, менее чувствительными, сострадательными и милосердными. А жаль…

Третья Номинация Матвеев Ярослав, 15 лет Тема 2. Прощение врагов – прекрасный подвиг; но есть еще более прекрасный, еще более человеческий – это понимание врага. А.И. Герцен

Если говорить о прощении врагов, то первое, что приходит на ум, это заповеди христианства - «Возлюби ближнего своего», а также проповеди Иисуса Христа описанные в Библии, что даже более связано с прощением врагов. Христос проповедовал прощение врагов, смирение с их злобой, агрессией. Он предлагал отвечать на это добром, любовью, если ударят по одной щеке, то подставь другую. В словах же Герцена мы встречаем, как бы сказать, новый эталон правдивости: не просто простить, но и понять врага, его отношение к Вам. Я привык разделять понятия религии и Бога, и не являюсь человеком, склонным считать, что Библия содержит ответы на все жизненные вопросы. Почему? Потому, что библия писалась обычными людьми, которые могут заблуждаться. Кроме того, неизвестно по каким критериям отбирались основные, всем теперь известные, Евангелия, хотя известно, что их существует гораздо больше, чем четыре. С другой стороны, не опровержим тот факт, что в Библии все же присутствуют заповеди, напутствия и, как бы сказать, советы, при соблюдении которых, они все же позитивно сказываются на жизни человека. Так может это благословение Бога нисходит на человека, пытающегося быть праведным хоть в чем-то? Может и так, но и объяснению это поддается.

Возьмем, например, прощение врагов. Что может дать человеку следование этой заповеди? Главным образом, это очищение от злости в самом человеке. Ведь в случае непрощения врага, человек продолжает испытывать связанные с врагом негативные эмоции: это может быть злость, ненависть, агрессия, обида и тому подобное. Сложно спорить с тем, что такие переживания и эмоции просто разрушают человека, не только того, на кого они направлены, но и того, кто их испытывает. Разве кто-нибудь видел человека, который был бы зол, или же обижен и при этом счастлив. Можно также обратить внимание на такое явление как месть. Хотя опять же и она никогда не приводит к счастью, и даже то чувство удовлетворенности, которое возникает при совершенной мести, кратковременно и иллюзорно. Таким образом, прощая врага, человек избавляет себя хотя бы от одного негативного фактора в своей жизни, и тогда не удивительно, что человек видит и ощущает позитивное действие от соблюдения данной заповеди. И тогда людей можно разделить на три категории: первая – это верующие, которые позитив от соблюдения заповеди расценят как Божью благодать; другая категория – те, кто подойдет к позитивному результату прагматично; третья же, к которой я осмелюсь отнести и себя – совместит мнения предыдущих двух. Практический подход имеет место быть, так как он основан на фактах, но с другой стороны, почему люди привыкли считать, что все, связанное с Богом обязательно является непонятным, необъяснимым и вообще неподвластным человеческому уму. Ведь если действительно есть такая сущность, сила, которую мы привыкли называть Богом, то тогда весь наш мир является результатом созидания этой сущности, и тогда все закономерности жизни, существования и бытия являются тем, как говорят, что от Бога.

Но вернемся к словам Герцена. В словах Герцена звучит, что прощение – это подвиг. Но почему именно подвиг7 Почему именно это слово? Ведь под подвигом мы привыкли понимать поступок, который требует определенных усилий, возможно даже жертв, и при этом направленный на поддержание благополучия других. Исходя из приведенных ранее размышлений, первый, кто приобретает от подобного поступка, прощения врага, это будет сам простивший. Думаю, почему Герцен употребил слово «подвиг», я смогу понять в ходе дальнейших размышлений. Почему Герцен считает лучшим поступок не прощения врага, а его понимание? Что же может дать человеку понимание врага? Пытаясь понять врага, мы пытаемся понять его отношение к нам, точнее сказать, причину такого его отношения. Известна мудрость: лучший твой учитель – твой враг. Иногда негативное отношение к нам может быть связано с чертами того человека, который к нам так относится, но наверняка какие-то причины могут быть и в человеке, к которому так относятся, пусть и в минимальном объеме. Например, человеку завидуют по какой-то причине, которая никак негативно не характеризует этого человека. Тем не менее, а может человек сам создал почву, пускай даже какой-то мелочью, фразой или чем-то другим. Это, безусловно, не оправдывает тех, кто завидует, но возможно есть что в себе исправить тому кому завидуют. Таким образом, разобравшись в негативном отношении другого к себе, можно обратить свое внимание на свои слабые стороны, исправив которые человек сделает еще один шаг на пути к совершенству. Но почему все же Герцен говорил о подвиге?

Осмелюсь предположить, что Герцен, говоря свои слова, опустил позитивные стороны каждого из действий. По крайней мере, тогда все становится на свои места. Если же учитывать позитивную сторону прощения для прощающего, то прощая врага, человек избавляет его от ответной агрессии и негативного отношения, в таком случае это действительно выглядит подвигом. А под пониманием тогда можно подразумевать сочувствие, что является в таком случае еще большим подвигом, так как требует еще большей силы воли. Но повторюсь, подвигами эти поступки можно считать, если не учитывать их позитивного действия на совершающего эти поступки.

Третье место.

Первая номинация. Овчинников Михаил, 10 лет Тема 1. Не делай другому того, что не хотел бы, чтобы делали тебе. Конфуций

На моем рисунке нарисовано как мужчина украл у женщины сумочку. Я нарисовал солнце над вором, потому что он украл и ему волноваться не надо, так как вор не хочет честным путем заработать богатства. А женщина волнуется, потому что у нее взяли все ценное, последние деньги без которых она просто не сможет жить.

На второй картине я нарисовал, как вору ударили в глаз и у него синяк. Он плачет. А тот, кто ударил, хочет добавить. В поговорке Конфуция говорится: «Не делай другому того, что не хотел бы, чтобы делали тебе». И Конфуций был прав насчет этой поговорки. Эту поговорку можно заменить пословицей: «Не рой яму другому, а то сам в нее попадешь».

Вторая номинация. Ковалева Валерия, 13 лет Тема 2. Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли. В. Скотт

Большинство людей умеют слушать друг друга, помогать друг другу и дружить без всяких разногласий. Но есть и другие люди, у которых этих качеств нет, и в большинстве случае из-за них страдают другие. Если два лучших друга между собой дружили и обладали всеми теми качествами, они дружили без разногласий по общим стремлениям к цели и интересам. А именно такие друзья всегда очень дружные и друг другу помогают. Но даже в такой дружной и связанной компании могут возникнуть разногласия и спор, который в большинстве случаев приводит к ссоре или вражде. После разногласия каждый из двух друзей стремятся как-нибудь превзойти своего противника и в глазах других людей казаться более умным и лучшим. Эта ссора может продолжаться вечно, до тех пор пока, она не закончится, и пока друзья не осознают, что они были не правы и что без друзей ни у кого больше нельзя просить о срочной помощи или поддержке. Никто кроме друга, почти всю жизнь пробывшего рядом с тобой, общающегося с тобой искренне и завоевывая твое доверие, не сможет понять тебя и изучить до малейших подробностей. И ты сам не будешь знать, можно ли доверять чужому человеку и делиться с ним своими секретами? И этот человек в случае беды не осмелится протянуть тебе руку помощи. Но твой старый друг всегда с тобой. Друзья умеют прощать и мириться. Родители, как считается, тоже твои самые верные и преданные друзья, но в современном мире, который для них является не очень понятным и в некоторых ситуациях они не могут дать тебе определенный совет.

Мне кажется, что и наша земля возникла из-за того, что люди и животные начали поддерживать и помогать друг другу. Как в мифе о рождении нашей земли говорится о мифических героях Адаме и Еве, они создали людей и мир, благодаря поддержке со стороны каждого. Так и животные, например, пингвины, когда стая отправляется на охоту за рыбой, то детей оставить не с кем, другие пингвины помогают им и остаются с их детьми. Так же происходит и с кроликами, когда у маленького крольчонка умерли родители, другая крольчиха протягивает этому малышу «лапу помощи», становясь его мамой. А если вся эта цепочка исчезнет, то, что же будет с нашим миром и с нами? Сейчас, «благодаря» человеку, растения, животные и даже люди находятся на грани исчезновения. В магазинах продают кожу, бивни и рога животных, даже без всего этого человек в состоянии прожить в обычной одежде. Сейчас даже человек сам себе устраивает всякие пакости. Например, в городе люди вырубают все деревья, чтобы все строить, строить и строить, уничтожаются леса (с ними и птицы, животные и т.д.), парки, где человек получает витамины и кислород, те компоненты, которые нужны ему для выживания. Из-за человека может случиться глобальное потепление, которое погубит (затопит) все и всех. И это все вызвано всякими химикатами. Так что если человек не научится помогать другим и даже самому себе, то род человеческий может исчезнуть с лица земли.

Третья номинация. Пилипюк Дарья, 14 лет. Тема 2. Прощение врагов – прекрасный подвиг; но есть еще более прекрасный, еще более человеческий – это понимание врага. А.И. Герцен

Вот есть ты, и есть враг. Можно его победить. Можно ему проиграть. Можно его простить, и можно понять. Думаю, перспектива проиграть никого не прельстит. Хотя это смотря какой враг, но не важно. Полная победа над врагом – это полное его уничтожение. Даже если врага сделать другом – того, изначального врага уже не будет. Не будет его точки зрения, не будет его идеи (за которой, возможно, пошли люди). Вот не будет, и все – враг побежден. И все-таки я не до конца могу понять, как это: простить и не понять. Получается, ты авансом прощаешь все, что могло стоять за вражеским умыслом. Нельзя же простить чужака влезшего в твой сад, не разобравшись, что ему нужно было! Ну прощу я ему немного краденого сена. Но где гарантия, что именно за этим он пришел? Коса – вообще-то довольно острый инструмент…

Простить… Не держать зла… Найти в себе силы не мстить… Не зная за что?

Простить, не понимая. Это уже похоже на оскорбление. Человек назвался твоим врагом, у него есть идея не такая как у тебя. И если сразу, без боя, великодушно простить его все огрехи, «ошибки» и несоответствия этой идеи с твоей, не принять ее всерьез, не посчитать достойной внимания… ну что за неуважение? Как минимум из любопытства, но рассмотреть ее стоит. И если враг настоящий, если стоит стойко, то значит и идея, за которую он стоит, такая же. Стойкая и прочная. А, может быть, и более верная? Не понимаю, как можно проигнорировать то, что враг – тоже человек, причем как минимум равный тебе.

И вообще, если человек твердо уверен, что он «железно» прав, прав во всем – то он уже в корне ошибается. Нет одной единственной истины. Нет ее. Она рассеяна во многих фразах, мыслях, действиях. И называть нечто «истинной», держаться ее, и только ее, отбрасывая все и всех, что не соответствует ей – это неверно! Умный человек просмотрит все варианты, все точки зрения. Ну, хотя бы, чтобы предугадать вражеские действия.

А бывает так, что враг творит явный беспредел, что ни в какие рамки не лезет. Это вовсе не говорит о том, что он подлежит полному уничтожению. Вовсе нет. Поняв врага, обнаружишь причину его действий. Душевная рана? Чей-то совет? Теннисный мячик, упавший не в то место и не в то время? Ну мало ли?! Вот поняв это, только тогда можно простить. И/или помочь. И/или сказать, что во вражеской идее тебя смущает (потому что сказать «верно / неверно» человек не может по определению). А враг ответит, что смущает его в твоей. Вариант, что он тут же вгонит тебе нож под лопатку, не рассматриваем, давайте говорить об относительно умных людях.

Обмен мнениями двух достойных врагов не может быть безынтересным. Я просто уверена, что оба в нем что-нибудь для себя найдут. А там посмотришь, и перед тобой не враг, а друг. Не побежденный, не переубежденный, но который понял тебя тоже и нашел у чужой идеи свою крупицу правды, признал ее достойной. Ну и с которым можно поспорить всласть, зная, что оба отчасти правы. И неужели кто-то откажется от такого шанса? Зла и добра ведь нет.

«Прощение – подвиг…». Ну может для кого-то и да. В смысле это ведь и не так сложно, проглотить чужую несправедливость и не поморщиться. Я не хотела сказать, что прощение – нечто глупое и недостойное красивого слова «подвиг». Только почему «человеческий»? Кто-то уверен, что человек – мера всего? Позволю себе не согласиться, я в сказки верю. В свои и в чужие. Поэтому просто скажу, что не нравится мне это слово, хоть альтернативу предложить не смогу. Может, «высокое»? Нет, тоже не то…

Согласна я с Герценом, за исключением «человеческого».

Понимание – это наиболее благородный и мудрый выход из любой ситуации. Наиболее перспективный и наиболее оригинальный, потому что, все-таки, мало кто сумеет осадить себя и понять, понять противника, да, мало кто сумеет просто додуматься до такого несложного, по сути, решения! Вот это – подвиг, да.

Наиболее интересный, потому что любое мировоззрение ценно и достойно внимания. Из любознательности и любви к миру стоит изучить этот мир со все точек зрения. Так что хочется пожелать всем понимания… и себе в первую очередь, потому что окрыленная мудрыми высказываниями, я сама редко могу себя «осадить». А пишу тут, чтобы подобное больше не повторялось.

Понимания всем! По чайной ложке в день.

Третья номинация Морозова Татьяна, 17 летТема 2. Прощение врагов – прекрасный подвиг; но есть еще более прекрасный, еще более человеческий – это понимание врага. А.И. Герцен

Мне импонирует высказывание великого мыслителя, философа А.И. Герцена. Для того, чтобы понять суть и смысл того, что хотел донести до нас Герцен своей фразой необходимо разобраться, что такое в первую очередь прощение, враг, понимание.

Мне хотелось бы начать с того, что для меня подразумевает слово враг, для меня и для людей в целом, вспоминаются такие понятия, как «враг народа». Так что же такое враг? Может быть, человек с которым ведется вражда? Может быть, враг – это человек, который не понимает нас, а мы его, и в этом взаимоотношении присутствует некая агрессия, нежелание найти компромисс, попробовать понять друг друга? Я вспомнила такое понятие, как «враг народа», кто это? Кем были эти люди? И почему они стали врагами народа? Враг нашего народа – Гитлер, человек с навязчивой идеей, который не принимал других идей, кроме своей, и проявлял агрессию. Значение слова враг я попыталась понять.

А что такое понимание? На мой субъективный взгляд, это уважение к другому человеку, людям, их чувствам, взглядам, интересам, попытка принять эти чувства, взгляды, даже если они непонятны, интерес к чувствам и проблемам других. Может это не очень точное и непонятное объяснение, но оно близкое мне.

Прощение. Что люди прощают? Почему они это делают? Для меня понятие прощение тесно связано и, на мой взгляд, неразрывно с понятием веры, Бога, в частности с Православной Христианской верой, которая призывает нас прощать, учит нас это делать. Иисус Христос, когда враги его распяли, простил их, и просил простить их Бога Всевышнего. Вот какой пример дает нам церковь, чтобы мы учились прощать. Простить можно, если любишь, когда по-настоящему, искренне любишь, не прося ничего взамен, вернее для того, чтобы нужны такие чувства, и нужно обладать такими качествами, как любовь доброта, милосердие, простота, великодушие. Любовь не только к отцу, к матери, а ко всему окружающему нас миру. Как гласит Евангелие: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Наверное, большинство людей готовы себя простить за что-то, тогда мы должны научиться и прощать ближних своих. А ведь для того, чтобы простить, как мне кажется, нужно попробовать понять, почему человек сделал так или иначе, попробовать понять мотив его поступков, значит, есть некая взаимосвязь между прощением и пониманием, возможно даже, одно без другого не существует. И, конечно, особенно ценно прощение врага, человека, которого ты не понимаешь, не принимаешь его взглядов. И это действительно подвиг – простить врага для этого нужно иметь большое мужество. А возможно ли прощение без понимания? Ведь мы очень часто говорим: «Понять. Простить». В итоге я запуталась и пришла все-таки к выводу, что не существует прощения без понимания, во всяком случае, искреннего прощения.

Тема понимания особенно актуальна в наше время, да и наверное, во все времена, уже прошедшие и еще предстоящие. Давайте же научимся друг друга понимать, прощать и будем все вместе совершать прекрасные подвиги; и не важно, какой из них более прекрасный, ведь оба эти подвига важны и прекрасны одинаково. И одно без другого не существует!

ОРГКОМИТЕТ ПРИНОСИТ СВОИ ИЗВИНЕНИЯ ЦЫБАСОВОЙ АНЕ И МАТУСЕВИЧ ГАЛИНЕ, ЧЬИ ЭССЕ ПО ОШИБКЕ НЕ БЫЛИ ОПУБЛИКОВАНЫ В СБОРНИКЕ. ПРЕДЛАГАЕМ ВСЕМ ЖЕЛАЮЩИМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ИХ РАБОТАМИ ЗАОЧНОГО ТУРА, ПОЗВОЛИВШИМИ СТАТЬ ФИНАЛИСТАМИ ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ФИЛОСОФИИ.

Цыбасова Аня, 10 лет (Москва, Россия, Прогимназия 1801).

Тема: Мы навсегда в ответе за тех, кого смогли приручить. Антуан дэ Сент Экзюпери

Приручить – это значит приучить кого-то к себе. Мне много приходилось приручать птиц и животных. Если ты кого-нибудь приручил, ты всегда в ответе за них. Когда живое существо к тебе приручается, то оно никогда не забудет тебя. Ты будешь уходить, а это существо ждёт тебя. Если ты оставил его на день или два, оно тебя ждёт и даже начинает беспокоиться за тебя. Неважно маленькое существо или большое, оно всегда будет помнить и думать о тебе. Я смотрела фильм «Дорога домой», хотя это и старый фильм, но он произвёл на меня очень сильное впечатление, потому что животные, которые потерялись, вместо того, чтобы где-то найти приют, побежали домой. Не смотря на то, что этот дом находился очень далеко, точнее намного километров от их дома. Добирались они до дома целых полторы недели. А хозяева их очень переживали, даже поехали разыскивать их в соседний город. Но почему они это сделали? Я думаю, если ты приручил животное, а потом отдал его, или оно потеряется, животное очень скучает без хозяев, перестаёт есть и пить. И если у тебя душа добрая, то тебе тоже будет очень тяжело. Прирученные животные возвращаются к своему хозяину. Об этом даже в сказках написано. Например, в сказке Петра Ершова «Конек-Горбунок». Вот, что произошло, после того, когда старшие братья Ивана-дурака продали его коней.

Десять конюхов седых,
Все в нашивках золотых,

Все уздечки разорвали
И к Ивану прибежали.
Царь отправился назад,
Говорит ему: «Ну, брат,
Пара нашим не даётся;
Делать нечего, придётся
Во дворце тебе служить.
Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься,
Всю конюшенну мою
Я в приказ тебе даю,
Царско слово в том порука.
Что, согласен?» - «Эка штука!
Вот так, преданность коней принесла Ивану богатство.

Приручить и дрессировать – это не одно и тоже. Прирученное животное – не обязательно дрессированное, а дрессированное – не всегда прирученное. Дрессировать - это заставлять животное выполнять твои команды. Например, тигров можно дрессировать, а приручить нельзя, у них в генах заложена агрессия. Конечно, лучше, когда дрессировщик приручает животное, но для этого надо большое терпение.

Например, лошадей дрессируют по-разному для езды и для цирка. Сначала надевают на лошадь уздечку, потом приучают к седлу, когда лошадь станет более взрослой. Если надеть седло на жеребенка, можно повредить позвоночник. Если это собственная лошадь, то человек приучает ее только к себе, она больше никому не позволит на ней ездить. Если ее дрессируют для спорта, то приучают к любому человеку. Лошадь привыкает к своему хозяину. Хозяин тоже привыкает к животному. Люди тоже привыкают друг другу. Поэтому они зависят друг от друга. Если тебе плохо без кого-то, ты не можешь без него жить, значит, ты от него зависишь. Мы зависим от того, кого любим, а приручить можно только любя. Я привыкла к своей подруге Кате, мне с ней хорошо, без нее я скучаю. Я не знаю, приручила она меня или я ее, наверное, мы обе приручили друг друга.

Матусевич Галина (Москва, Россия) Московский государственный колледж книжного бизнеса и информационных технологий

Тема: «каждая из культур прошлого или иной страны становится для интеллигентного человека «своей культурой», своей глубоко личной и своей в национальном аспекте, ибо познание своего сопряжено с познанием чужого». Лихачев Д.С.

 

Мировая душа культуры…. Это душа Бога! Когда по воле Бога случилось Вавилонское столпотворение, люди, наказанные за свою гордыню, перестали понимать языки друг друга. Появилось множество стран, народов, традиций, национальных языков. И только язык культуры оказался способен сблизить людей. Этот язык учит добру, уважению, благоговению перед прекрасным. Этот язык призывает к диалогу, объединению. А Добро – это и есть Бог! Добро соединяет, роднит, вызывает дружбу, любовь!

Национальные особенности создают богатство абсолютно любой культуры и в этом ценность национальных культур. Я - цыганка. Думаю, очень многое из цыганской культуры стало достоянием мировой культуры. Знаменитую мелодию «Цыганочки» знает, наверно, весь мир. А кого не «обжигали» «Очи черные, Очи страстные»? Цыганская культура нашла свое отражение в поэме А.С. Пушкина «Цыгане», Проспер Мериме, вдохновленный А.С.Пушкиным, создает знаменитую новеллу «Кармен», а композитор Бизе –одноименную оперу. У нас очень древние традиции. Знаете ли вы, например, что такое цыганская свадьба? Перед выбранным из среды семейства старшиною жених и невеста разбивают глиняный горшок, присутствующие внимательно считают черепки, число которых и определяет, на сколько лет заключен брак. Чем больше при этом бывает разбитых кусков, тем больше счастья предстоит молодым людям. В этом заключается весь обряд. Сейчас цыгане живут на всех континентах, почти во всех странах, поэтому и Мировая Душа культуры немыслима без моего народа так же, как без любого другого.

Несмотря жестокие уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Патриотизм-это благороднейшее из чувств. Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и других людей. Национализм же - это самое тяжелое из несчастий человеческого рода, проявление слабости нации, а не силы. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме, порождено злобой. А мировая душа культуры не приемлет зла, потому, что злой глаз видит только злое. Добрый - и злое и доброе.

Тем, кто кричит «Россия для русских» хочется заметить, что русская культура всегда была очень восприимчива к культуре других народов. Широта свойственна не только пространству, но и натуре русского человека, русской культуре. Личность здесь не терпит одиночества и замкнутости в себе. В конце концов, над нами одно небо, а под нами одна земля и не важно на каком национальном языке ведет культура с нами свой диалог, Душа у нее одна – она справедлива, добра, отзывчива ко всем.

 

 
< Пред.