Итоги конференции
 
Третья Международная конференция «Философии – детям. Диалог культур и культура диалога» проходила с 4 по 7 июня 2008 года на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.  В конференции приняли участие 176 человек – ученые, педагоги, студенты, школьники из 13 стран мира, как ближнего (Армения, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Узбекистан, Украина), так и дальнего (Австрия, Дания, Иран, Италия, Китай, США, Франция) зарубежья и из более, чем 30 городов и населенных пунктов России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Иваново, Краснодар, Липецк, Новосибирск, Омск, Салехард, Пермь и др.) Конференция проходила под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, при содействии Департамента Образования г. Москвы.

Особенностью ее стало проведение в рамках конференции Первой Российской олимпиады по философии. Положение об олимпиаде, разработанного и утвержденного Ученым Советом философского факультета МГУ. Смотреть "олимпиады". Олимпиада проводилась в два тура  – заочный и очный. На заочный тур поступило более 150 работ, из которых в результате экспертной проверки в финал вышли 38 учащихся школ и колледжей из России, Украины и Казахстана от 8 до 18 лет.  Они были приглашены в МГУ. Всего в очном туре приняли участие  22 человека, которые писали эссе в течение двух часов с 12.00 до 14.00 05.июня 08 по заданным в аудитории темам. В 15.00 к работе приступило жюри, в состав которого вошли преподаватели и сотрудники философского факультета МГУ,  ИФ РАН, колледжей г. Москвы (доктора и кандидаты наук, аспиранты, опытные преподаватели). Награждение победителей состоялось 06 июня 2008 г. В 18.00. Призы для победителей олимпиады были предоставлены спонсором – компанией «Orient International». .

Победителями Первой Российской Олимпиады по философии стали:

Младшая группа  (8 - 10 лет)

1-е место - Цыбасова Анна - Прогимназия 1801 (Москва)

2-е место - Науменко Евгений - Прогимназия 1801 (Москва)

3-е место -  Овчинников Михаил – Гиназия № 12 (Липецк)

Средняя группа (11 - 13 лет)

1-е место - Бернюкевич Алена - Гимназия № 4 (г.Чита)

2-е место Мотылева Надежда – Гимназия 1543 (Москва) 

3-е место - Ковалева Валерия - гимназия 171 (Санкт-Петербург)

Старшая группа (14 - 18 лет)

1-е место - Челнокова Алина - МОУ Гимназия № 91 им. М.В. Ломоносова (г. Железногорск Красноярского края) 

2-е место - Матвеев Ярослав - Лицей при Нежинском государственном университете им. Н. Гоголя (г.Нежин Черниговской обл. Украина)

3-е место - Морозова Татьяна  –    Политехнический колледж № 31 (г.Москва)

3-е место - Пилипюк Дарья - гимназия 1515 (г.Москва)

 

Участие детей в конференции стало доброй    традицией, это выгодно отличает российские конференции от конференций по данной проблематике в других странах, что признали и иностранные участники.  Мы уверены, что любой разговор о философии для детей становится более продуктивным при участии самих детей. Именно они, в конечном итоге, должны сказать, интересно или неинтересно им заниматься в этих программах, нужны они или нет. Для этого организовываются детские круглые столы и дебаты. В этот раз детская дискуссия была посвящена проблеме диалога (она состоялась 06.06.08 в 16.30). С ее итогами познакомила собравшихся на последнем Пленарном заседании Юлия Алфеева (16 лет), участница олимпиады из г. Кургана. Дети рассуждали о возможности диалога с людьми, животными, инопланетным разумом, с тем, кто не понимает твоего языка и т.д. Смотреть фото.

Общим выводом стало убеждение, что всегда можно понять другого и вступить с ним в диалог, если не желаешь ему зла. 

 На первой конференции в январе 2005 года, дети стали авторами сборника и активными участниками мастер-классов и обсуждений. В рамках второй конференции (май 2006) был объявлен конкурс философских эссе, в Москву съехались ребята – финалисты. Победителями стали те, кто набрал наибольшее количество баллов за работы, присланные на конкурс. В рамках третьей конференции конкурс был трансформирован в Олимпиаду, и впервые введен очный тур, что придало более высокий статус данному соревнованию.

Открытие   Третьей конференции состоялось 5 июня 2008 года в 10.00 –  оно включало церемонию награждения победителей заочного тура олимпиады, наряду с официальными представителями организаций, со-организаторов конференции, участников конференции приветствовали юные победители конкурса философских эссе 2006 г. – Матвеев Ярослав, 15 лет (Украина) и Науменко Евгений, 10 лет (Москва).  смотреть фото

Пленарное заседание открылось в 12.00 докладом доктора философских наук, профессора, Первого заместителя Председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ – Смолина О.Н. «Российское образование сегодня и философия для детей». Доклад вызвал живой интерес у собравшихся, в нем прозвучали тревожные нотки, заставляющие задуматься о перспективах и конкурентоспособности российского образования в мире, положении педагогов, как школьных, так и вузовских. Вместе с тем, проф. Смолин выразил надежду на то, что философские курсы  смогут стать подлинным украшением школьной программы.

О положении  "философии для детей" в Европе участников конференции познакомил О.Бренифиер (Франция), директор института практической философии, один из авторов доклада ЮНЕСКО о преподавании философии в мире, который впервые включил в себя пункт о преподавании философии для детей.

Психологические основания раннего философствования представил собравшимся профессор Веракса Н.Е., зав.кафедрой социальной психологии развития Московского психолого-педагогического государственного университета.

С интересными рассуждениями о проблеме диалога выступил проф., Рабинович В.Л.

Работа секций продемонстрировала активно растущий интерес ученых, педагогов в нашей стране и за рубежом к проблеме философии для детей.

Секция № 1 «Детское философствование в контексте диалога культур» (Руководители: проф. Беляева  Л.А. (Екатеринбург). проф. Эренгросс Б.А. (Москва), проф. Ретюнских Л.Т. (Москва). Работала 05.06.08 и 06.06.08. Особый интерес вызвали выступления Сыродеевой А.А. (Москва, Россия), Кудряшовой Т.Б. (Иваново, Россия), Соловьева Р.Е. (Салехард, Россия), Герасимовой И.А. (Москва, Россия), Беляевой Л.А.(Екатеринбург, Россия). Участники секции пришли к выводу, что проблема детского философствования  непосредственно связана с проблемой идентичности – национальной и культурной, и предложили в качестве темы следующей конференции взять проблему идентичности в ее преломлении через философию для детей.

Секция № 2 Нравственность и диалог культур в курсах философии для детей (Руководитель – д.ф.н., проф., Левикова С.И.) работала 05.06.08. Живой интерес вызвал доклад профессора Карен Майзл (США, штат Юта), рассказавшей о построении курсов этики для детей и подростков в США, большое количество вопросов вызвал доклад Левиковой С.И., специалиста по молодежным субкультурам.  

Секция № 3 Логика для детей как способ воспитания культуры диалога (Руководитель – д.ф.н., проф. Грифцова И.Н.)  заседала 05.06.08. Участники секции пришли к выводу о том, что курс логики должен быть включен в число школьных дисциплин. Это позволит  улучшить в целом качество образования, облегчит детям усвоение сложной школьной программы.

Секция № 4. «Философия – детям» и психологические основания диалога культур (Руководители: д.пс.н., проф. Веракса Н.Е., д.пс.н. проф., Шнейдер Л.Б.) работала  05.06.08. Участники секции сделали вывод о необходимости психологических исследований в области философии для детей. Феномен философствующего ребенка требует изучения, исследования помогут понять пути и способы выработки эффективных механизмов интеллектуального и нравственного развития детей.

Секция №  5. «Философия – детям» и образовательные стратегии ХХI века» (руководители: д.пед.н. Дудина М.Н., к.пед.н., Одинцова В.П., к.ф.н. – Брызгалина Е.В., к.ф.н. Овсяницкая Е.А.) была самой многочисленной, ее пришлось разделить на две подсекции. Секция работала 2 дня. Участники секции были единодушны в том, что в школе нужна философия, как отдельный предмет, или философская составляющая в учебных курсах других дисциплин. Это позволит обогатить школьное образование создать условия для гармоничного развития личности, перейти от предметного принципа обучения к проблемному. Наибольший интерес вызвали выступления  проф. Мауры Стриано (Неаполь, Италия), Дмитриевой М.Г. (Санкт-Петербург), Маевской И.Г. (Москва).  Участники секции высказали предложение начать подготовку учителей к ведению философских курсов, разработать программы для занятий с родителями.

Секция № 6. «Философия для детей» и культурная интеграция: международный опыт (руководитель – д.ф.н. Юлина Н.С.) объединила представителей разных народов и разных культур. Здесь прозвучали  сообщения о состоянии дел в области философии с детьми в Иране, Латвии, Италии, Казахстане и др. Участники секции сделали вывод о том, что, несмотря на национальные и культурные различия, философия для детей во многих странах развивается по одним принципам, это объясняется универсальным характером философского знания.

***

Традицией российских конференций «Философия – детям» стало также  проведение мастер-классов, в этом проявляется практическая составляющая данных форумов. Мастер-класс предполагает возможность опытному педагогу продемонстрировать в режиме реального времени ту или иную форму работу с детьми или учителями.  На Третьей  конференции участникам было предложено три мастер-класса.

  1. «Викторина по логике» для старшеклассников и студентов колледжей. Автор – д.филос.н., проф. Синченко Г.Ч.  (Омск). Профессор Синченко продемонстрировал удивительно творческий и яркий метод работы со старшеклассниками, позволяющий привить интерес к логике, провести итоговое или вводное занятие по этой дисциплине в игровой  соревновательной форме. Разработанные проф. Синченко методы работы могут стать серьезным методическим багажом для учителей в школе, преподавателей в вузе и колледже.  Учебной группой проф. Синченко стали участники олимпиады старшей возрастной группы и студенты педагогических колледжей, занятые в рабочих группах конференции.
  2. «Философия для младших школьников». Мастер-класс д.филос.н., проф. Ретюнских Л.Т. (Москва) представлял собой «открытый урок», проведанный  по ее новому учебно-методическому комплекту «В поисках мудрости. Философия для младших школьников». В комплект входят – Книга для чтения, Рабочая тетрадь и Методическое пособие для учителя.  «Классом» стали участники олимпиады младшей и средней возрастных групп.  Все «зрители» могли принять участие в обсуждении – такая модель урока является новаторской. По мысли автора, она может быть использована на школьных занятиях, в системе дополнительного образования, где допускается и приветствуется  участие родителей в учебном процессе.
  3. «Философский диалог» - искусство философского диалога продемонстрировал профессор Оскар Бренифиер – директор института практической философии (Париж, Франция). Это был тренинг для учителей, в рамках которого проф. Бренифиер показывал искусство сократического вопрошания. Демонстрацию своего метода Д-р Бренифиер продолжил 07.06.08  во время 6-часового семинара, который собрал почти 50 человек, получивших по его окончании сертификаты о прослушанном курсе.
 

Третья международная конференция «Философия – Детям. Диалог культур и культура диалога» продемонстрировала рост популярности данной проблематики среди ученых и практиков. Внимание к ней со стороны органов управления образованием, представителей государственной   власти и международного научного сообщества стало ярким свидетельством успешности этой работы.

 
 
< Пред.   След. >