Круглый стол «Философия для детей»

В рамках Всемирного Дня Философии
16-19 ноября
прошел
круглый стол «Философия для детей»
Руководители: д.ф.н., проф. Ретюнских, д.ф.н. Юлина Н.С.

В работе круглого стола приняли участие более 80 человек из разных стран (Армения, Иран, Россия Украина, Франция, Финляндия и др.) и городов России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Чита, Омск, Волгоград, Обниск, из них: 17 – докторов наук, 18 - кандидатов, 15 – студентов и аспирантов, 15 школьников из Россия, Армении и Финляндии, а также журналисты, учителя, преподаватели вузов и колледжей, представители Российской комиссии по делам ЮНЕСКО, органов управления образованием.

Круглый стол «Философия для детей» проходил 17 и 18 ноября 2009 года и включал в себя разные формы работы в силу научно-практического характера его предметной области. 17 ноября в Институте философии РАН прошли последовательно:

  1. Сессия теоретических докладов, с которыми выступили:
    • Юлина Нина Степановна (д.ф.н, ИФРАН). Улучшение качества мышления учащихся и возможности «Философии для детей»
    • Золотухина Елена Всеволодовна (д.ф.н, проф. УРГУ, Ростов-на-Дону) Философская книга для юных: игра, диалог, рефлексия.
    • Бренифиер Оскар (Директор Института Практической философии, Париж, Франция). Обучение философии как кросс-программная практика
    • Баксанский Олег Евгеньевич (д.ф.н., ИФРАН). Философия образования и философия для детей.
    • Мухамад Реза Дешери (Доктор философии, заместитель постоянного представителя Республики Иран в ЮНЕСКО). Восполнение персидского наследия в педагогике Философии для детей.
  2. Свободная дискуссия «Может ли введение философии в школу повысить качество мышления учащихся?», в которой приняли участие д.ф.н., проф. Ретюнских Л.Т. д.ф.н., Юлина Н.С., д.ф.н., проф. Дудина М.Н. (Екатеринбург), д.ф.н., проф. Беляева Л.А.(Екатеринбург), Борисов С.В. (д.ф.н., Челябинск), д.п.н.. проф. Веракса Н.Е. (Москва), д.ф.н., проф. Золотухина Е.В.(Ростов-на-Дону), Гагик Галикян (Армения), Оскар Бренифиер (Франция), д.ф.н., проф. Леонтьева В.Н. (Украина) Лефинцева Татьяна Петровна (ВШЭ), Романов Анатолий Семенович (Обнинск), Сидорова Наталья Мартеновна (к. ф. н., доц. МГУ), Мариносян Хачик Эмильевич (журнал «Философские науки) Баксанский О. Е.(д.ф.н., ИФРАН), Бескова И. А. (д.ф.н., ИФРАН), Васюков В. Л.(д.ф.н., ИФРАН), Веретенников А.А. (к.ф.н., ИФРАН), Воронин А. А. (д.ф.н., ИФРАН), Герасимова И. А. (д.ф.н., ИФРАН), Епоян Т. А.(к.ф.н., ИФРАН), Шульга Е. Н. (д.ф.н., ИФРАН), Одинцова Вера Петровна, кандидат педагогических наук ПК№5 (Москва, Россия), Крюкова Т.А. Веракса Н.Е. (МГПУ) и др. Участники заинтересованно обсуждали проблемы российского образования, причины снижения его качества и стратегии улучшения. Единодушным мнением стала уверенность в том, что философская составляющая может существенно улучшить качество образования, но механизмы ее ведения, формы и методы работы пока не готовы, как не готова и российская система образования к таким новациям.

  3. Сессия информационных докладов. Итоги философских олимпиад школьников. С содержательными докладами выступили:
    • Руководитель отдела олимпиад Международной Федерации Философских обществ, советник Министерства образования Финляндии – Пекка Эло, который проинформировал собравшихся об истории, правилах и условиях проведения Международных Олимпиад по философии.
    • Главный редактор журнала «Интеллект будущего», который рассказал о деятельности Общероссийской Малой Академии наук (Обнинск), которая уже 25 лет работает с талантливой молодежью, проводит фестивали, конкурсы, конференции.
    • Состоялась презентация российских команд – участников Международных олимпиад по философии, в активе которых за три года участия 2 бронзовые медали и 1 место в десятке лучших.
  4. Мастер-класс профессора Оскара Бренифиера (Франция), который продемонстрировал свой метод работы с детьми, его собеседниками стали школьники 12-16 лет, приглашенные для участия в круглом столе.

18 ноября круглый стол работал на двух площадках.
В МГУ им. Ломоносова прошли три заседания:

  • Мастер-класс доктора психологических наук, профессора Вераксы Н.Е., продемонстрировавшего педагогам возможности диалектической работы с текстовым материалом.
  • Главным событием этого дня и, пожалуй, всей работы круглого стола стал Симпозиум «Дети – Философы», в котором приняли участие школьники из России, Армении и Финляндии от 6 до 16 лет, призеры и победители российской олимпиады по философии, члены редколлегии Детской Философской газеты «Сова», две 14-летние школьницы из Финляндии. Все они были объединены общим заданием - интерпретацией мифов, работой с абстрактными понятиями. Симпозиум ярко продемонстрировал способность к философствованию у детей, начиная с 6-летнего возраст, а также, благодаря философии, возможность равноправного диалога между детьми разного возраста. Ведущие – бронзовый призер Международной Олимпиады по философии для школьников 2009 года – Кашфуллина Кристина (студентка МГИМО), профессора Веракса Н.Е., Ретюнских Л.Т. Симпозиум вызвал живой интерес прессы, присутствовали представители ИД «Первой Сентября», Журнала «Человек без границ» и др. По итогам Симпозиума будет выпущен видеоролик силами студентов философского факультет МГУ. Симпозиум завершился вручением детям Сертификатов участников, которые они получили из рук Первого Секретаря Комиссии Российской Федерации по Делам ЮНЕСКО А.А.Листова
  • Мастер-класс Ретюнских Л.Т. по ее книге «В поисках мудрости. Философия для младших школьников», в котором приняли участие учащиеся 2«А» класса московской прогимназии 1801 (учитель – Буянкина И.М.)

В Институте философии РАН прошли:

  • Мастер-класс Д.ф.н., Юлиной по методике «Философия для детей» М.Липмана, в котором приняли участие студенты ГУГН, аспиранты и сотрудники ИФРАН, участники ВДФ
  • Продолжение дискуссии ««Может ли введение философии в школу повысить качество мышления учащихся?»

Скачать информацию в формате Word (.doc)

 
< Пред.   След. >