Методика и практика

ДокументыДата добавления

Брюшинкин Владимир Никифорович - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и логики Российского государственного университета имени Иммануила Канта, автор учебника "Логика", выдержавшим 3 издания. Третье издание (Логика. -М.: Изд-во Гардарики, 2001.) имеет гриф Министерства образования РФ "Допущен в качестве учебника для студентов ВУЗов". Автор около 150 работ по логике, истории философии, философии образования.

Сироткина Людмила Сергеевна - старший преподаватель кафедры образовательных технологий Института образовательных технологий Российского государственного университета имени Иммануила Канта. 

Оскар Бренифьер и соавторы
"НАЧИНАЮЩИЙ ФИЛОСОФ. МНЕНИЕ, СОЗНАНИЕ И ИСТИНА".
Перевод Е.В. Золтухиной

Книга первая. Глава первая Перевод Н.С. Юлиной 

Lipman M. Elfie. Ch 1. Montclair NJ, 1988, P.1-11. 

Приведенный ниже дидактический текст рассчитан на детей7-9 лет. Текст является иллюстрацией ряда принципиальных положений  педагогики . Читатель имеет возможность убедиться, что разработчики не боятся забросить в текст, предназначенный для малышей (некоторые из которых не умеют читать), проблемы, над которыми ломали голову Сократ, Парменид, Платон, Декарт, Рассел. В то же время они проявляют крайнюю осторожность в способе приглашения детей в мир больших философских проблем. Чтобы  завести мотор саморефлексии, проблемы (и понятия) только обозначены. На начальной стадии задача состоит в том, чтобы  с помощью имеющихся в Пособии вопросов и упражнений (посильных для детей) подготовить их когнитивные умения. Лучше всего это делать, обратив внимание детей на самих себя - на мысль о себе. Мысль, как известно, выражена в языке. Поэтому первой ступенькой в самопонимании является исследование этого главного инструмента мышления. В опыте ребенка самым знакомым проявлением языка является его собственное имя. С него и начинается повесть . При переводе отрывков из этой повести мы постарались сохранить имеющиеся в оригинале философские термины (мысль, мыслить, разум, тело,  чувствовать, знание, незнание, веские основания, ясность ошибаться, должное и др.). С точки зрения стилистики русского языка они выгладят может быть необычно в художественном тексте для детей, тем не менее мы посчитали нужным их оставить, поскольку именно на них строятся упражнения в Пособии учителей. (Примечание переводчика)

Перевод Н.С. Юлиной

Lipman M. Mark. Ch. 1. 1980.

Дидактическая цель повести "Марк" - наработать навыки грамотного рассуждения о социальном. Рассчитана на старшеклассников. Что есть общество? Какие силы скрепляют его, какие разъединяют? Такими вопросами задается Марк и вместе с одноклассниками обсуждает их. Их разговор выходит на темы: закон и преступление, институты бюрократии и власти, роль традиций, ответственность и принуждение, а также проблемы демократии, свободы и справедливости. Публикуемые отрывки из повести и пособия для учителей приведены как иллюстрация возможности превращения обычных событий жизни подростка в предмет философского разговора и обучения. - Прим. ред. Перевод выполнен Н.С.Юлиной по: M. Lipman, A.M. Sharp. Social Inquiry. Instruction Manual to Accompany "Mark". Ch. 1. Montclair NJ, 1986, P.

Перевод Е.В. Червиной в редакции Юлиной Н.С.

Lipman M. Kio and Gus. Upper Montclair (N.J.), 1986. P. 1-2.

Повесть "Кио и Гас" рассчитана на детей 8-10 лет, в ней идет рассказ о поездке мальчика Кио на ферму к дедушке и знакомстве со слепой девочкой Гас. В ней много разговоров детей об окружающем мире - животных, людях, семье, самих себе, музыке, словах и делах, красоте и истине, экологических проблемах. Приведенный отрывок этой повести включен в качестве иллюстрации тезиса разработчика программы "Философия для детей" о том, что вводить ребенка в философию лучше всего, начиная с пробуждения рефлексии о собственном Я, самотождественности (могу ли Я быть дедушкой Кио, летучей мышью и т.д.) и своих ментальных состояниях - удивлении, понимании, воображении, рассказывании и
т.д.

"Страна Философия" (книга для школьников и студентов). Е.В. Золотухина-Аболина
Ретюнских Л.Т. Школа Сократа. Философские игры 10 лет спустя. М., изд.МПСИ.,
2003 (учебное пособие)